Меню
Телефон: 8 (49627) 68-531 Адрес: 143103, Московская область,Рузский район, дер. Сытьково, дом 25 E-mail: mbdoy19@yandex.ru
Заведующий МБДОУ "Детский сад № 19" Мирошниченко Елена Викторовна Написать письмо
Главная»Доступная среда ДОУ

Доступная среда ДОУ

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 июня 2015 г. N 599

 

О ПОРЯДКЕ И СРОКАХ

РАЗРАБОТКИ ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ

ВЛАСТИ, ОРГАНАМИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ, ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ

ПО ПОВЫШЕНИЮ ЗНАЧЕНИЙ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДОСТУПНОСТИ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ

ОБЪЕКТОВ И УСЛУГ В УСТАНОВЛЕННЫХ СФЕРАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

В соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 26 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила разработки федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления мероприятий по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в установленных сферах деятельности.

2. Федеральным органам исполнительной власти разработать планы мероприятий ("дорожные карты") по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в установленных сферах деятельности в соответствии с Правилами, утвержденными настоящим постановлением, и утвердить их в срок, обеспечивающий реализацию соответствующих мероприятий начиная с 1 января 2016 г.

3. Рекомендовать высшим органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления разработать в соответствии с Правилами, утвержденными настоящим постановлением, планы мероприятий ("дорожные карты") по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг соответственно субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и утвердить их в срок, указанный в пункте 2 настоящего постановления.

4. Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации давать разъяснения по применению Правил, утвержденных настоящим постановлением.

5. Правила, утвержденные настоящим постановлением, вступают в силу с 1 января 2016 г.

 

Председатель Правительства

Российской Федерации

Д.МЕДВЕДЕВ

 

 

Утверждены

постановлением Правительства

Российской Федерации

от 17 июня 2015 г. N 599

 

 

 

ПРАВИЛА

РАЗРАБОТКИ ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ

ВЛАСТИ, ОРГАНАМИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ, ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ

ПО ПОВЫШЕНИЮ ЗНАЧЕНИЙ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДОСТУПНОСТИ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ

ОБЪЕКТОВ И УСЛУГ В УСТАНОВЛЕННЫХ СФЕРАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

1. Настоящие Правила определяют порядок разработки федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления мероприятий по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в установленных сферах деятельности.

2. В целях поэтапного обеспечения для инвалидов условий доступности объектов и услуг, определенных статьей 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", иными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, мероприятия, указанные в пункте 1 настоящих Правил, включаются в план мероприятий ("дорожную карту") по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг, предусматривающий сроки их реализации и ответственных исполнителей (далее - план мероприятий).

3. Планы мероприятий утверждаются:

а) федеральными органами исполнительной власти по перечню согласно приложению N 1, а также находящимися в их ведении федеральными службами и федеральными агентствами, предоставляющими услуги населению (далее - федеральные органы исполнительной власти);

б) высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) местными администрациями.

4. Соответствующие федеральные органы исполнительной власти утверждают планы мероприятий, разработанные государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, деятельность которых ими координируется.

5. Разработка плана мероприятий субъекта Российской Федерации осуществляется органом, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Соисполнителями плана мероприятий являются соответствующие органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сферах социальной защиты населения, труда и занятости, здравоохранения, образования, культуры, транспорта, связи и информации, физической культуры и спорта, торговли, жилищно-коммунального хозяйства и градостроительства.

6. Разработка плана мероприятий муниципального образования осуществляется местной администрацией в соответствии с полномочиями органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения.

7. План мероприятий должен содержать:

а) обоснование целей обеспечения доступности для инвалидов объектов и услуг, а также мероприятий по их достижению в установленные сроки;

б) таблицу повышения значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг по форме согласно приложению N 2;

в) перечень мероприятий, реализуемых для достижения запланированных значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг по форме согласно приложению N 3.

8. Таблица повышения значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг плана мероприятий субъекта Российской Федерации, муниципального образования должна содержать разделы, отражающие показатели доступности для инвалидов объектов и услуг в соответствии с основными полномочиями в сферах социальной защиты населения, труда и занятости, здравоохранения, образования, культуры, транспорта, связи и информации, физической культуры и спорта, торговли, жилищно-коммунального хозяйства и градостроительства.

9. Показатели доступности для инвалидов объектов и услуг, ожидаемые результаты повышения их значений, перечень мероприятий, реализуемых для достижения запланированных значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг, и сроки их реализации определяются утверждающим план мероприятий органом исполнительной власти, местной администрацией исходя:

а) из разделов свода правил СП 59.13330.2012 "СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", включенных в перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 г. N 1521 "Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений";

б) из анализа текущего состояния доступности для инвалидов объектов и услуг в соответствующих сферах деятельности;

в) из государственных (муниципальных) программ, а также из стратегий развития в соответствующих сферах деятельности;

г) из бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета на очередной финансовый год и плановый период, предусмотренных в целях повышения значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг.

10. План мероприятий субъекта Российской Федерации может содержать сведения о мероприятиях по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг, предусмотренных в планах мероприятий муниципальных образований, реализуемых ими за счет или с использованием средств бюджета субъекта Российской Федерации, в том числе в рамках переданных органам местного самоуправления полномочий субъекта Российской Федерации.

11. План мероприятий муниципального образования может содержать сведения о мероприятиях по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг, реализуемых в соответствии с планом мероприятий субъекта Российской Федерации в рамках его полномочий, переданных органам местного самоуправления.

12. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления обеспечивают привлечение представителей общественных объединений инвалидов к разработке проектов планов мероприятий и их общественное обсуждение.

13. Федеральные органы исполнительной власти, высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, местные администрации могут вносить изменения в планы мероприятий с обеспечением согласованности сроков принимаемых решений со сроками формирования проектов соответствующих бюджетов на очередной финансовый год и плановый период и с учетом предварительных итогов реализации планов мероприятий в текущем году.

 

Приложение N 1

к Правилам разработки

федеральными органами

исполнительной власти,

органами исполнительной власти

субъектов Российской Федерации,

органами местного самоуправления

мероприятий по повышению значений

показателей доступности

для инвалидов объектов и услуг

в установленных сферах деятельности

 

ПЕРЕЧЕНЬ

ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ, УТВЕРЖДАЮЩИХ

ПЛАНЫ МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНЫЕ КАРТЫ") ПО ПОВЫШЕНИЮ ЗНАЧЕНИЙ

ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДОСТУПНОСТИ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ ОБЪЕКТОВ И УСЛУГ

В УСТАНОВЛЕННЫХ СФЕРАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

1. Минтруд России

2. Минюст России

3. Минздрав России

4. Минкультуры России

5. Минтранс России

6. Минкомсвязь России

7. Минобрнауки России

8. Минспорт России

9. Минстрой России

10. Минэкономразвития России

11. Минпромторг России

12. МЧС России

13. МВД России

 

 

 

Приложение N 2

к Правилам разработки

федеральными органами

исполнительной власти,

органами исполнительной власти

субъектов Российской Федерации,

органами местного самоуправления

мероприятий по повышению значений

показателей доступности

для инвалидов объектов и услуг

в установленных сферах деятельности

 

(форма)

 

ТАБЛИЦА

повышения значений показателей доступности для инвалидов

объектов и услуг

Наименование показателя доступности для инвалидов объектов и услуг <*>

Единица измерения

Значения показателей

Структурное подразделение (должностное лицо), ответственное за мониторинг и достижение запланированных значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг

2014 год

2015 год

2016 год

2017 год

...

               

 

--------------------------------

<*> Наряду с общими показателями, характеризующими доступность объектов и услуг для всех инвалидов, в таблицу включаются показатели, дифференцируемые в зависимости от стойких расстройств функций организма (зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата).

 

Приложение N 3

к Правилам разработки

федеральными органами

исполнительной власти,

органами исполнительной власти

субъектов Российской Федерации,

органами местного самоуправления

мероприятий по повышению значений

показателей доступности

для инвалидов объектов и услуг

в установленных сферах деятельности

 

(форма)

 

ПЕРЕЧЕНЬ МЕРОПРИЯТИЙ,

реализуемых для достижения запланированных значений

показателей доступности для инвалидов

объектов и услуг

 

Наименование мероприятия

Нормативный правовой акт, иной документ, которым предусмотрено проведение мероприятия

Ответственные исполнители, соисполнители

Срок реализации

Планируемые результаты влияния мероприятия на повышение значения показателя доступности для инвалидов объектов и услуг

Раздел 1. Мероприятия по поэтапному повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов инфраструктуры (транспортных средств, средств связи и информации), включая оборудование объектов необходимыми приспособлениями

Раздел 2. Мероприятия по поэтапному повышению значений показателей доступности предоставляемых инвалидам услуг с учетом имеющихся у них нарушенных функций организма, а также по оказанию им помощи в преодолении барьеров, препятствующих пользованию объектами и услугами

 

 

 

Конвенция ООН о правах инвалидов

 «Доступность - это не только сооружение пандусов, специальных лифтов,
приспособление дорог и общественного транспорта.
Не меньшую роль призвана играть и настройка под нужды инвалидов
правил работы наших социальных, информационных и прочих служб»

Владимир Путин

 

С 1 января 2016 г. вступают в силу основные положения Федерального закона от 1 декабря 2014 г. № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов».

 

Конвенция ООН о правах инвалидов – основные положения, касающиеся обеспечения доступности для инвалидов объектов социальной инфраструктуры и услуг

   Основным международным документом, устанавливающим права инвалидов во всем мире, является Конвенция о правах инвалидов, принятая Генеральной Ассамблеей Организацией Объединенных Наций 13 декабря 2006г.

   Данная Конвенция после ратификации ее Российской Федерацией 25 сентября 2012 г. в соответствии со статьей 15 Конституции РФ стала частью российского законодательства.

В статье 1 Конвенции установлено, что ее цель заключается в поощрении, защите и обеспечении полного и равного осуществления всеми инвалидами всех прав человека и основных свобод, а также в поощрении уважения присущего им достоинства.

Для достижения этой цели в статье 3 Конвенции закреплен ряд принципов, на которых базируются все ее остальные положения. К этим принципам, в частности, относятся:

- полное и эффективное вовлечение и включение в общество;

- равенство возможностей;

- недискриминация;

- доступность.

Чтобы обеспечить полное вовлечение и включение инвалида в общество, необходимо предоставить ему равные с другими людьми возможности. Для этого инвалид не должен подвергаться дискриминации. Основным способом устранения дискриминации инвалидов является обеспечение доступности. Выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться, в частности:

- на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места;

- на информационные, коммуникационные и другие службы, включая электронные службы и экстренные службы.

В тех случаях, когда инвалидам не обеспечивается доступность услуг и архитектурных объектов, происходит их дискриминация.

Доступность для инвалидов достигается с помощью разумного приспособления.

Во-первых, обеспечивается доступность зданий и сооружений данной организации путем оборудования их пандусами, широкими дверными проемами, надписями шрифтом Брайля, и т.п.

Во-вторых, обеспечивается доступность для инвалидов услуг этих организаций путем изменения порядка их предоставления, оказания инвалидам дополнительной помощи при их получении, и т.п.

Указанные меры по приспособлению не могут быть беспредельными.

Во-первых, они должны соответствовать потребностям инвалидов, вызванным ограничениями их жизнедеятельности. Например, инвалид вследствие заболевания сердечно-сосудистой системы при пользовании речным портом должен иметь возможность для отдыха в сидячем положении. Однако это не порождает право инвалида пользоваться залом повышенной комфортности для официальных делегаций, если есть сидячие места в общем зале.

Во-вторых, меры по приспособлению должны соответствовать возможностям организаций. Например, не обосновано требование полностью реконструировать здание XVI в., которое является памятником архитектуры.

В целом, универсальный дизайн направлен на то, чтобы сделать обстановку, предметы максимально пригодными для использования всеми категориями граждан. Например, низко расположенным таксофоном могут пользоваться лица на инвалидных колясках, дети, люди низкого роста.

 

Российское законодательство конкретизирует реализацию положений Конвенции о правах инвалидов.

Создание доступной среды для инвалидов регулируют:

 

  • Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (ст. 15);
  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
  • Российской Федерации» (ст. 79);
  • Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ «Об основах социального
  • обслуживания граждан в Российской Федерации» (п. 4 ст. 19);
  • Федеральный закон от 10 января 2003 года N 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (ст. 60.1),
  • Федеральный закон от 8 ноября 2007 года N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (ст. 21.1);
  • Воздушный кодекс РФ (ст. 106.1);
  • Федеральный закон от 7 июля 2003 года N 126-ФЗ «О связи» (п. 2 ст. 46);
  • Другие нормативные правовые акты.

 

Виды нарушений функций организма, приводящие к инвалидности, и вызываемые ими ограничения способности осуществлять социально-бытовую деятельность

Установление инвалидности в соответствии с российским законодательством.

Инвалид – лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

При этом под ограничением жизнедеятельности понимается полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.

Основные категории жизнедеятельности человека представлены в табл. 1.

Таблица 1

Категории жизнедеятельности

Содержание категории жизнедеятельности

Способность к самообслуживанию

Способность человека самостоятельно осуществлять основные физиологические потребности, выполнять повседневную бытовую деятельность, в том числе навыки личной гигиены

Способность к самостоятельному передвижению

Способность самостоятельно перемещаться в пространстве, сохранять равновесие тела при передвижении, в покое и при перемене положения тела, пользоваться общественным транспортом

Способность к ориентации

Способность к адекватному восприятию личности и окружающей обстановки, оценке ситуации, к определению времени и места нахождения

Способность к общению

Способность к установлению контактов между людьми путем восприятия, переработки, хранения, воспроизведения и передачи информации

Способность контролировать свое поведение

Способность к осознанию себя и адекватному поведению с учетом социально-правовых и морально-этических норм

Способность к обучению

Способность к целенаправленному процессу организации деятельности по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности (в том числе профессионального, социального, культурного, бытового характера), развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию мотивации получения образования в течение всей жизни

Способность к трудовой деятельности

Способность осуществлять трудовую деятельность в соответствии с требованиями к содержанию, объему, качеству и условиям выполнения работы

 

Установление инвалидности у взрослых и детей осуществляется при предоставлении государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы. Для выполнения этой услуги в РФ функционируют федеральные учреждения медико-социальной экспертизы, подведомственные Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации.

Условиями признания гражданина инвалидом являются:

– нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;

– ограничение жизнедеятельности;

– необходимость осуществления мер социальной защиты, включая реабилитацию.

Наличие лишь одного из указанных условий не является основанием, достаточным для признания гражданина инвалидом.

 Инвалидность устанавливают исходя из комплексной оценки состояния здоровья гражданина в соответствии с Классификациями и критериями, утвержденными Минтрудом РФ.

 

В зависимости от степени расстройства функций организма гражданину, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности.

I группа инвалидности устанавливается при наиболее тяжелых расстройствах функций организма, III группа инвалидности – при наиболее легких. Ребенку (лицу в возрасте до 18 лет) не зависимо от тяжести расстройства функций организма устанавливается категория «ребенок – инвалид».

Гражданину, признанному инвалидом, выдаются справка, подтверждающая факт установления инвалидности, с указанием группы инвалидности, а также индивидуальная программа реабилитации. Порядок составления и формы справки и индивидуальной программы реабилитации утверждаются Минтруда России.

Наряду с термином «инвалид» в нормативных актах и специальной литературе используется термин «маломобильные группы населения» (МГН), который определяется как «люди, испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве.

К маломобильным группам населения здесь отнесены: инвалиды, люди с временным нарушением здоровья, беременные женщины, люди старших возрастов, люди с детскими колясками и т.п.». Таким образом, МГН – это более широкая категория людей, включающая в себя инвалидов.

Для решения вопросов создания доступной среды жизнедеятельности на объектах социальной инфраструктуры разработана классификация форм инвалидности, которую условно можно обозначить «пентада косгу» (табл.2).

Таблица 2

Буквенное обозначение

Формы инвалидности

Графическое изображение

  •  

Инвалиды, передвигающиеся на креслах-колясках

 

  •  

Инвалиды с нарушениями опорно-двигательного аппарата

 

  •  

Инвалиды с нарушениями зрения

 

  •  

Инвалиды с нарушениями слуха

 

  •  

Инвалиды с нарушениями умственного развития

 

 

 Краткая характеристика барьеров окружающей среды для инвалидов разных форм

Для инвалидов, передвигающихся на креслах-колясках, барьерами различной степени выраженности могут быть пороги, ступени, неровное, скользкое покрытие, неправильно установленные пандусы, отсутствие поручней, высокое расположение информации, высокие прилавки, отсутствие места для разворота на кресло-коляске, узкие дверные проемы, коридоры, отсутствие посторонней помощи при преодолении препятствий (при необходимости) и др. физические и информационные барьеры.

Для инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата барьерами различной степени выраженности могут быть:

  1. для лиц, передвигающихся самостоятельно с помощью тростей, костылей, опор –  пороги, ступени, неровное, скользкое покрытие, неправильно установленные пандусы, отсутствие поручней, отсутствие мест отдыха на пути движения и др. физические барьеры;
  2. для лиц, не действующих руками –  препятствия при выполнении действий руками (открывание дверей, снятие одежды и обуви и т.д., пользование краном, клавишами и др.), отсутствие  помощи  на объекте социальной инфраструктуры для  осуществления  действий руками;

Для инвалидов с нарушениямизрения барьерами различной степени выраженности могут быть отсутствие тактильных указателей, в том числе направления движения, информационных указателей, преграды на пути движения (стойки, колонны, углы, стеклянные двери без контрастного обозначения и др.); неровное, скользкое покрытие, отсутствие  помощи  на объекте социальной инфраструктуры для   получения информации и ориентации и др.

Для инвалидов с нарушениями слуха барьерами различной степени выраженности могут быть отсутствие зрительной информации, в том числе при чрезвычайных ситуациях на объекте социальной инфраструктуры, отсутствие возможности подключения современных технических средств реабилитации (слуховых аппаратов) к системам информации (например, через индукционные петли), электромагнитные помехи при проходе через турникеты, средства контроля для лиц с кохлеарными имплантами, отсутствие  сурдопереводчика, тифлосурдопереводчика и др. информационные барьеры.

Для инвалидов с нарушениямиумственного развития барьерами различной степени выраженности могут быть отсутствие понятной  для усвоения информации на объекте социальной инфраструктуры,  отсутствие  помощи  на объекте социальной инфраструктуры для   получения информации и ориентации и др.

 

Общие рекомендации для специалистов по устранению барьеров для инвалидов с разными формами инвалидности.

Общие рекомендации по устранению барьеров окружающей среды на объектах социальной инфраструктуры представлены в табл.3

Таблица 3

Основные формы инвалидности

Общие рекомендации по устранению барьеров окружающей среды

Инвалиды, передвигающиеся на креслах-колясках

Устранение физических барьеров на пути к месту предоставления услуг, альтернативные формы оказания услуг (в т.ч.) на дому, удобное размещение информации, организация работы помощников

Инвалиды с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Устранение физических барьеров на пути к месту предоставления услуг, организация места для отдыха; для инвалидов не действующих руками- помощь при выполнении необходимых действий

Инвалиды с нарушениями зрения

Устранение информационных и физических барьеров на пути движения, предоставление информации в доступном виде (укрупненный шрифт, плоско-точечный шрифт Брайля, контрастные знаки), допуск тифлопереводчика, допуск собаки проводника

Инвалиды с нарушениями слуха

Устранение барьеров по предоставлению информации, допуск сурдопереводчика

Инвалиды с нарушениями умственного развития

Устранение барьеров по предоставлению информации («ясный язык» или «легкое чтение»), организация сопровождения

 

Этика общения с инвалидами

   Понятие «этика», философия независимой жизни, Декларация независимости инвалида

Важной составляющей деятельности по обеспечению доступности зданий, сооружений и предоставляемых населению услуг является соблюдение этических правил общения с инвалидами.

Профессиональная этика – совокупность морально-этических и нравственных норм и модель поведения специалиста в соответствующей профессиональной сфере.

Соблюдение профессиональной этики ведет к успешному оказанию гражданам услуг, характерных для сферы деятельности учреждения, созданию и поддержанию репутации учреждения, а также формированию положительной культуры в учреждении или организации.

В целях дальнейшего совершенствования государственной социальной политики Российской Федерации в соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2012 N 597 Правительством РФ разработан комплекс мероприятий по   принятию кодексов профессиональной этики.

За последние годы приняты:

  • Кодекс этики и служебного поведения федеральных государственных гражданских служащих Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации;
  • Кодекс этики и служебного поведения работников органов управления социальной защиты населения и учреждений социального обслуживания;
  • Кодекс профессиональной этики и служебного поведения работников федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертиз. В указанных кодексах определены важнейшие составляющие профессиональной этики такие как добросовестность, гуманизм, беспристрастность, компетентность, нейтральность, корректность, терпимость, бесконфликтность, ответственность, порядочность и строгое соблюдение конфиденциальности.

Составной частью философии социальной защиты инвалидов является философия независимой жизни.

1.Независимая жизнь – это право человека быть неотъемлемой частью жизни общества и принимать активное участие в социальных, политических и экономических процессах, иметь свободу выбора и свободу доступа к жилым и общественным зданиям, транспорту, средствам коммуникации, страхованию, труду и образованию, возможность самому определять и выбирать, принимать решения и управлять жизненными ситуациями.

2. Независимая жизнь - это способ мышления, это психологическая ориентация личности, которая зависит от ее взаимоотношений с другими личностями, ее физическими возможностями, системой служб поддержки и окружающей средой.

 

Общие принципы и цели независимости инвалида сформулированы в Декларации независимости инвалида.

Декларация независимости инвалида

Не рассматривайте мою инвалидность как проблему. 

  • Не надо меня жалеть, я не так слаб, как кажется. 
  • Не рассматривайте меня как пациента, так как я просто ваш соотечественник. 
  • Не старайтесь изменить меня. У вас нет на это права. 
  • Не пытайтесь руководить мною. Я имею право на собственную жизнь, как любая личность. 
  • Не учите быть меня покорным, смиренным и вежливым. Не делайте мне одолжения. 
  • Признайте, что реальной проблемой, с которой сталкиваются инвалиды, является их социальное обесценивание и притеснение, предубежденное отношение к ним. 
  • Поддержите меня, чтобы я мог по мере сил внести свой вклад в общество. 
  • Помогите мне познать то, что я хочу. 
  • Будьте тем, кто заботится, не жалея времени, и кто не борется в попытке сделать лучше. 
  • Будьте со мной, даже когда мы боремся друг с другом. 
  • Не помогайте мне тогда, когда я в этом не нуждаюсь, если это даже доставляет вам удовольствие. 
  • Не восхищайтесь мною. Желание жить полноценной жизнью не заслуживает восхищения. 
  • Узнайте меня получше. Мы можем стать друзьями. 
  • Будьте союзниками в борьбе против тех, кто пользуется мною для собственного удовлетворения. 
  • Давайте уважать друг друга. Ведь уважение предполагает равенство. Слушайте, поддерживайте и действуйте. 

 

Правила этикета при общении с инвалидами.

Совокупность способностей, знаний и умений, необходимых для эффективного общения при оказании помощи инвалидам в преодолении барьеров называется коммуникативная эффективность.

Для специалистов профессионально значимыми являются умения правильно воспринимать и понимать другого человека, грамотно оказывать услуги в учреждении или организации.       

Развитие коммуникативных умений складывается из следующих основных навыков:

  • избегать конфликтных ситуаций;
  • внимательно слушать инвалида и слышать его;
  • регулировать собственные эмоции, возникающие в процессе взаимодействия;
  • обеспечивать высокую культуру и этику взаимоотношений;
  • цивилизовано противостоять манипулированию.

 

Существуют общие правила этикета при общении с инвалидами, которыми могут воспользоваться работники организаций, предоставляющих услуги населению, в зависимости от конкретной ситуации:

1. Обращение к человеку: когда вы разговариваете с инвалидом, обращайтесь непосредственно к нему, а не к сопровождающему или сурдопереводчику, которые присутствуют при разговоре.

2. Пожатие руки: когда вас знакомят с инвалидом, вполне естественно пожать ему руку: даже те, кому трудно двигать рукой или кто пользуется протезом, вполне могут пожать руку — правую или левую, что вполне допустимо.

 3. Называйте себя и других: когда вы встречаетесь с человеком, который плохо или совсем не видит, обязательно называйте себя и тех людей, которые пришли с вами. Если у вас общая беседа в группе, не забывайте пояснить, к кому в данный момент вы обращаетесь, и назвать себя.

4. Предложение помощи: если вы предлагаете помощь, ждите, пока ее примут, а затем спрашивайте, что и как делать.

5. Адекватность и вежливость: обращайтесь с взрослыми инвалидами как с взрослыми. Обращайтесь к ним по имени и на ты, только если вы хорошо знакомы.

6. Не опирайтесь на кресло-коляску: опираться или виснуть на чьей-то инвалидной коляске – то же самое, что опираться или виснуть на ее обладателе, и это тоже раздражает. Инвалидная коляска – это часть неприкасаемого пространства человека, который ее использует.

7. Внимательность и терпеливость: когда вы разговариваете с человеком, испытывающим трудности в общении, слушайте его внимательно. Будьте терпеливы, ждите, когда человек сам закончит фразу. Не поправляйте его и не договаривайте за него. Никогда не притворяйтесь, что вы понимаете, если на самом деле это не так. Повторите, что вы поняли, это поможет человеку ответить вам, а вам — понять его.

8. Расположение для беседы: когда вы говорите с человеком, пользующимся инвалидной коляской или костылями, расположитесь так, чтобы ваши и его глаза были на одном уровне, тогда вам будет легче разговаривать. Разговаривая с теми, кто может, читать по губам, расположитесь так, чтобы на Вас падал свет, и Вас было хорошо видно, постарайтесь, чтобы Вам ничего (еда, сигареты, руки), не мешало.

9. Привлечение внимания человека: чтобы привлечь внимание человека, который плохо слышит, помашите ему рукой или похлопайте по плечу. Смотрите ему прямо в глаза и говорите четко, но имейте в виду, что не все люди, которые плохо слышат, могут читать по губам.

10. Не смущайтесь, если случайно допустили оплошность, сказав "Увидимся" или "Вы слышали об этом...?" тому, кто не может видеть или слышать.

 

Правила этикета при общении с инвалидами, испытывающими трудности при передвижении:

  • Помните, что инвалидная коляска — неприкосновенное пространство человека. Не облокачивайтесь на нее, не толкайте, не кладите на нее ноги без разрешения. Начать катить коляску без согласия инвалида — то же самое, что схватить и понести человека без его разрешения.
  • Всегда спрашивайте, нужна ли помощь, прежде чем оказать ее. Предлагайте помощь, если нужно открыть тяжелую дверь или пройти по ковру с длинным ворсом.
  • Если ваше предложение о помощи принято, спросите, что нужно делать, и четко следуйте инструкциям.
  • Если вам разрешили передвигать коляску, сначала катите ее медленно. Коляска быстро набирает скорость, и неожиданный толчок может привести к потере равновесия.
  • Всегда лично убеждайтесь в доступности мест, где запланированы мероприятия. Заранее поинтересуйтесь, какие могут возникнуть проблемы или барьеры и как их можно устранить.
  • Не надо хлопать человека, находящегося в инвалидной коляске, по спине или по плечу.
  • Если возможно, расположитесь так, чтобы ваши лица были на одном уровне. Избегайте положения, при котором вашему собеседнику нужно запрокидывать голову.
  • Если существуют архитектурные барьеры, предупредите о них, чтобы человек имел возможность принимать решения заранее.
  • Помните, что, как правило, у людей, имеющих трудности при передвижении, нет проблем со зрением, слухом и пониманием.
  • Не думайте, что необходимость пользоваться инвалидной коляской — это трагедия. Это способ свободного (если нет архитектурных барьеров) передвижения. Есть люди, пользующиеся инвалидной коляской, которые не утратили способности ходить и могут передвигаться с помощью костылей, трости и т.п. Коляски они используют для того, чтобы экономить силы и быстрее передвигаться.

 

Правила этикета при общении с инвалидами, имеющими нарушение зрение или незрячими:

  • Предлагая свою помощь, направляйте человека, не стискивайте его руку, идите так, как вы обычно ходите. Не нужно хватать слепого человека и тащить его за собой.
  • Опишите кратко, где вы находитесь. Предупреждайте о препятствиях: ступенях, лужах, ямах, низких притолоках, трубах и т.п.
  • Используйте, если это уместно, фразы, характеризующие звук, запах, расстояние. Делитесь увиденным.
  • Обращайтесь с собаками-поводырями не так, как с обычными домашними животными. Не командуйте, не трогайте и не играйте с собакой-поводырем.
  • Если вы собираетесь читать незрячему человеку, сначала предупредите об этом. Говорите нормальным голосом. Не пропускайте информацию, если вас об этом не попросят.
  • Если это важное письмо или документ, не нужно для убедительности давать его потрогать. При этом не заменяйте чтение пересказом. Когда незрячий человек должен подписать документ, прочитайте его обязательно. Инвалидность не освобождает слепого человека от ответственности, обусловленной документом.
  • Всегда обращайтесь непосредственно к человеку, даже если он вас не видит, а не к его зрячему компаньону.
  • Всегда называйте себя и представляйте других собеседников, а также остальных присутствующих. Если вы хотите пожать руку, скажите об этом.
  • Когда вы предлагаете незрячему человеку сесть, не усаживайте его, а направьте руку на спинку стула или подлокотник. Не водите по поверхности его руку, а дайте ему возможность свободно потрогать предмет. Если вас попросили помочь взять какой-то предмет, не следует тянуть кисть слепого к предмету и брать его рукой этот предмет.
  • Когда вы общаетесь с группой незрячих людей, не забывайте каждый раз называть того, к кому вы обращаетесь.
  • Не заставляйте вашего собеседника вещать в пустоту: если вы перемещаетесь, предупредите его.
  • Вполне нормально употреблять слово «смотреть». Для незрячего человека это означает «видеть руками», осязать.
  • Избегайте расплывчатых определений и инструкций, которые обычно сопровождаются жестами, выражений вроде «Стакан находится где-то там на столе». Старайтесь быть точными: «Стакан посередине стола».
  • Если вы заметили, что незрячий человек сбился с маршрута, не управляйте его движением на расстоянии, подойдите и помогите выбраться на нужный путь.
  • При спуске или подъеме по ступенькам ведите незрячего перпендикулярно к ним. Передвигаясь, не делайте рывков, резких движений. При сопровождении незрячего человека не закладывайте руки назад — это неудобно.

 

Правила этикета при общении с инвалидами, имеющими  нарушение слуха:

  • Разговаривая с человеком, у которого плохой слух, смотрите прямо на него. Не затемняйте свое лицо и не загораживайте его руками, волосами или какими-то предметами. Ваш собеседник должен иметь возможность следить за выражением вашего лица.
  • Существует несколько типов и степеней глухоты. Соответственно, существует много способов общения с людьми, которые плохо слышат. Если вы не знаете, какой предпочесть, спросите у них.
  • Некоторые люди могут слышать, но воспринимают отдельные звуки неправильно. В этом случае говорите более громко и четко, подбирая подходящий уровень. В другом случае понадобится лишь снизить высоту голоса, так как человек утратил способность воспринимать высокие частоты.
  • Чтобы привлечь внимание человека, который плохо слышит, назовите его по имени. Если ответа нет, можно слегка тронуть человека или же помахать рукой.
  • Говорите ясно и ровно. Не нужно излишне подчеркивать что-то. Кричать, особенно в ухо, тоже не надо.
  • Если вас просят повторить что-то, попробуйте перефразировать свое предложение. Используйте жесты.
  • Убедитесь, что вас поняли. Не стесняйтесь спросить, понял ли вас собеседник.
  • Если вы сообщаете информацию, которая включает в себя номер, технический или другой сложный термин, адрес, напишите ее, сообщите по факсу или электронной почте или любым другим способом, но так, чтобы она была точно понята.
  • Если существуют трудности при устном общении, спросите, не будет ли проще переписываться.
  • Не забывайте о среде, которая вас окружает. В больших или многолюдных помещениях трудно общаться с людьми, которые плохо слышат. Яркое солнце или тень тоже могут быть барьерами.
  • Очень часто глухие люди используют язык жестов. Если вы общаетесь через переводчика, не забудьте, что обращаться надо непосредственно к собеседнику, а не к переводчику.
  • Не все люди, которые плохо слышат, могут читать по губам. Вам лучше всего спросить об этом при первой встрече. Если ваш собеседник обладает этим навыком, нужно соблюдать несколько важных правил. Помните, что только три из десяти слов хорошо прочитываются.
  • Нужно смотреть в лицо собеседнику и говорить ясно и медленно, использовать простые фразы и избегать несущественных слов.
  • Нужно использовать выражение лица, жесты, телодвижения, если хотите подчеркнуть или прояснить смысл сказанного.

 

Правила этикета при общении с инвалидами, имеющими  задержку в развитии и проблемы общения,  умственные нарушения:

  • Используйте доступный язык, выражайтесь точно и по делу.
  • Избегайте словесных штампов и образных выражений, если только вы не уверены в том, что ваш собеседник с ними знаком.
  • Не говорите свысока. Не думайте, что вас не поймут.
  • Говоря о задачах или проекте, рассказывайте все «по шагам». Дайте вашему собеседнику возможность обыграть каждый шаг после того, как вы объяснили ему.
  • Исходите из того, что взрослый человек с задержкой в развитии имеет такой же опыт, как и любой другой взрослый человек.
  • Если необходимо, используйте иллюстрации или фотографии. Будьте готовы повторить несколько раз. Не сдавайтесь, если вас с первого раза не поняли.
  • Обращайтесь с человеком с проблемами развития точно так же, как вы бы обращались с любым другим. В беседе обсуждайте те же темы, какие вы обсуждаете с другими людьми. Например, планы на выходные, отпуск, погода, последние события.
  • Обращайтесь непосредственно к человеку.
  • Помните, что люди с задержкой в развитии дееспособны и могут подписывать документы, контракты, голосовать, давать согласие на медицинскую помощь и т.д.

 

Правила этикета пи общении с инвалидами, имеющими психические нарушения:

Психические нарушения — не то же самое, что проблемы в развитии. Люди с психическими проблемами могут испытывать эмоциональные расстройства или замешательство, осложняющие их жизнь. У них свой особый и изменчивый взгляд на мир.

  • Не надо думать, что люди с психическими нарушениями обязательно нуждаются в дополнительной помощи и специальном обращении.
  • Обращайтесь с людьми с психическими нарушениями как с личностями. Не нужно делать преждевременных выводов на основании опыта общения с другими людьми с такой же формой инвалидности.
  • Не следует думать, что люди с психическими нарушениями более других склонны к насилию. Это миф. Если вы дружелюбны, они будут чувствовать себя спокойно.
  • Неверно, что люди с психическими нарушениями имеют проблемы в понимании или ниже по уровню интеллекта, чем большинство людей.
  • Если человек, имеющий психические нарушения, расстроен, спросите его спокойно, что вы можете сделать, чтобы помочь ему.
  • Не говорите резко с человеком, имеющим психические нарушения, даже если у вас есть для этого основания.

 

Правила этикета при общении с инвалидом, испытывающим затруднения в речи:

  • Не игнорируйте людей, которым трудно говорить, потому что понять их — в ваших интересах.
  • Не перебивайте и не поправляйте человека, который испытывает трудности в речи. Начинайте говорить только тогда, когда убедитесь, что он уже закончил свою мысль.
  • Не пытайтесь ускорить разговор. Будьте готовы к тому, что разговор с человеком с затрудненной речью займет у вас больше времени. Если вы спешите, лучше, извинившись, договориться об общении в другое время.
  • Смотрите в лицо собеседнику, поддерживайте визуальный контакт. Отдайте этой беседе все ваше внимание.
  • Не думайте, что затруднения в речи — показатель низкого уровня интеллекта человека.
  • Старайтесь задавать вопросы, которые требуют коротких ответов или кивка.
  • Не притворяйтесь, если вы не поняли, что вам сказали. Не стесняйтесь переспросить. Если вам снова не удалось понять, попросите произнести слово в более медленном темпе, возможно, по буквам.
  • Не забывайте, что человеку с нарушенной речью тоже нужно высказаться. Не перебивайте его и не подавляйте. Не торопите говорящего.
  • Если у вас возникают проблемы в общении, спросите, не хочет ли ваш собеседник использовать другой способ — написать, напечатать.

 

Обеспечение доступности для инвалидов государственных и муниципальных услуг

   Согласно Федеральному закону от 27 июля 2010г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее – Закон № 210-ФЗ)

государственные услуги – это деятельность по реализации функций органов исполнительной власти, а также государственных внебюджетных фондов, осуществляемая  по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги.

муниципальные услуги – это деятельность по реализации функций органов местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в законодательстве.

Государственные услуги предоставляются следующими субъектами:

1) федеральными органами исполнительной власти,

2) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации,

3) органами государственных внебюджетных фондов,

4) муниципальными органами (органами местного самоуправления) –  при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В деятельность по оказанию государственных и муниципальных услуг могут быть вовлечены подведомственные государственным органам или органам местного самоуправления организации, а также многофункциональные центры.

Государственные и муниципальные услуги могут предоставляться в устной (предоставление данных услуг методом сурдоперевода и тифлосурдоперевода можно считать разновидностью устной формы предоставления), письменной или электронной форме на основании запроса о предоставлении соответствующей услуги, который может быть выражен также в устной, письменной или электронной форме.

Предоставление данных услуг в электронной форме осуществляется с использованием информационно-телекоммуникационных технологий – порталов государственных и муниципальных услуг (единого портала и (или) региональных), универсальной электронной карты и подразумевает, помимо прочего, электронное взаимодействие между государственными органами, органами местного самоуправления, организациями и заявителями. Также в электронной форме могут использоваться другие средства информационно-телекоммуникационных технологий в случаях и порядке, которые определяются Правительством РФ.

Получателями государственных и муниципальных услуг признаются физические и юридические лица, которые за предоставлением соответствующей услуги могут обращаться через своего представителя.

Нормативно-правовое регулирование предоставления государственных услуг осуществляется на двух уровнях – федеральном и региональном. Предоставление муниципальных услуг регламентируется федеральными и муниципальными правовыми актами.

Непосредственный порядок предоставления конкретной государственной или муниципальной услуги устанавливается в административном регламенте (Применительно к муниципальным услугам на практике (в обиходе) зачастую применяется термин «регламент муниципальной услуги»).

Многофункциональными центрами могут одновременно оказываться как государственные, так и муниципальные услуги.

 Главной особенностью деятельности МФЦ является реализация принципа «одного окна», в соответствии с которым предоставление услуги осуществляется после однократного обращения заявителя с соответствующим запросом, а взаимодействие с органами, предоставляющими государственные услуги, или органами, предоставляющими муниципальные услуги, осуществляется многофункциональным центром без участия заявителя в соответствии с нормативными правовыми актами и соглашением о взаимодействии.

Данный принцип, предполагающий удобство и оперативность получения услуги, делает для инвалидов получение услуг в МФЦ не просто желательным, а зачастую единственно возможным.

 
 

 

 

 
ПРАВИЛА ЭТИКЕТА ПРИ ОБЩЕНИИ С ИНВАЛИДОМ

1. Когда Вы разговариваете с инвалидом, обращайтесь непосредственно к нему, а не к сопровождающему или сурдопереводчику, которые присутствуют при разговоре.

2. Когда Вас знакомят с инвалидом, вполне естественно пожать ему руку, правую или левую (если есть протез).

3. Когда Вы встречаетесь с человеком, который плохо или совсем не видит, то обязательно называйте себя и тех людей, которые пришли с Вами. Если у Вас общая беседа в группе, не забывайте пояснить, к кому в данный момент Вы обращаетесь, и назвать себя.

4. Если Вы предлагаете помощь, ждите, пока ее примут, а затем спрашивайте, что и как делать.

5. Обращайтесь с взрослыми инвалидами как с взрослыми. Обращайтесь по имени и на «ты» только в том случае, если Вы хорошо знакомы.

6. Инвалидная коляска - это часть неприкасаемого пространства человека, который ее использует. Опираться или повисать на ней нельзя.

7. При разговоре с человеком, испытывающем трудности в общении, слушать его необходимо внимательно, терпеливо дожидаясь конца фразы. Нельзя поправлять его и договаривать за него. Повторите, что Вы поняли, это поможет человеку ответить Вам. а Вам понять его.

8. При разговоре с человеком на коляске, расположиться необходимо так. Чтобы Ваши и его глаза были на одном уровне.

9. Чтобы привлечь внимание слабослышащего человека, помашите ему рукой или похлопайте по плечу. Смотрите ему прямо в глаза и необходимости, он мог читать по губам. Расположиться лучше так, чтобы на Вас падал свет и Вас было хорошо видно.

10. Не смущайтесь, если случайно допустили оплошность, сказав «Увидимся» или «Вы слышали об этом..?» тому, кто не может видеть или слышать.

 

 

 

Консультации

Предметно-развивающая среда для детей с ОВЗ и инвалидов

В современном образовании поставлена цель - обеспечить доступное и качественное образование детей с ОВЗ и инвалидов. Поэтому ДОУ принимают на себя обязательство выстроить образовательный процесс таким образом, чтобы дети с ОВЗ и инвалиды были включены в него и могли обучаться совместно с "нормативно-развивающимися детьми". Поэтому педагоги ДОУ должны научиться работать с разноуровневым контингентом детей, находящихся в одном информационном поле. В группе могут присутствовать здоровые дети и дети с ОВЗ, такие как дети с ДЦП, слабовидящие, слабослышащие, дети с нарушением РАС и дети инвалиды.

Предметно-развивающая среда-это система материальных объектов деятельности детей, функционально моделирующая содержание духовного и физического развития самих детей. Поэтому педагоги должны уделять огромное внимание на изменение, обогащение, улучшение ПРС для детей с ОВЗ и инвалидов.

ПРС должна обеспечивать возможность педагогам эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровнем активности, но самое главное должна способствовать развитию самостоятельности и самодеятельности детей. Педагоги моделируют развивающую среду, исходя из возможностей воспитанников, учитывая индивидуальные особенности детей с ОВЗ и инвалидов.

Помимо этого, при организации предметно-развивающей среды учитываются:

- закономерности психического развития

- показатели здоровья дошкольников

- психолого-физиологические особенности

- уровень общего развития

- коммуникативные особенности и речевое развитие

- эмоциональное благополучие.

      Дошкольное образование ориентируется на подход к ребенку с пониманием и уважением его возможностей, социальных прав и интересов.

Поэтому работа с детьми с ОВЗ и инвалидами направляется на обеспечение условий, открывающих возможности усвоения окружающего мира, полноценного общения со сверстниками и взрослыми. ПРС  в ДОУ для детей с ОВЗ и инвалидов является  важным реабилитационным и социально-адаптивным средством воспитания и развития для детей с отклонениями в развитии и имеет существенное отличие ПРС в обычной группе, т.к. она решает задачи коррекционной помощи и организации условий соответствующих задачам образования и воспитания детей с ОВЗ и инвалидов.

В соответствии с ФГОС, в группах предлагается провести зонирование, т.е.отделить игровую зону и зону для творчества. Наполняемость зон соответствует учету зоны актуального развития самого слабого ребенка и зоны ближайшего развития самого сильного ребенка.

      Размещение по центрам развития (уголкам, секторам) позволяет детям объединяться подгруппами по интересам, а так же соблюдать принцип интеграции.

Таким образом, в группе создаются уголки познавательно-исследовательской деятельности, театрально-игровой деятельности, центр конструктивно-модельной деятельности, сюжетно-ролевых игр.    

Интегративный подход обеспечивает процесс связанности и взаимодействия отдельных образовательных направлений, содержания образования, обеспечивающий целостность познавательного, речевого, физического, художественно-эстетического и социально-коммуникативного развития ребенка.

Учитывая ФГОС, ПРС для детей с ОВЗ и инвалидов должна способствовать наиболее эффективному развитию индивидуальности каждого ребенка, с учетом его склонностей и интересов. Должны присутствовать элементы, стимулирующие познавательную, физическую и эмоциональную деятельность детей. ПРС должна иметь подвижные трансформирующиеся границы, а так же изменяться (сжиматься и расширяться) по объему. Дети с ОВЗ и инвалиды, имеют физиологические и психические отличия от обычных детей, поэтому ПРС для них должна отвечать критериям оценки не только материально-технических, но и медико-социальных условий пребывания детей в ДОУ.  Группы, где находятся дети с ОВЗ и инвалиды, должны  быть оборудованы специальной мебелью. Детей  с ДЦП нужно обеспечить ортезами (фиксаторами  вертикального положения), индивидуальной мебелью. Должно быть оборудовано не только групповое пространство,  но и туалетная комната, приемная, музыкальный и спортивные залы .  

Дошкольные учреждения коррекционной направленности и компенсирующего вида утратили свою значимость благодаря введению системы инклюзивного образования. Но для этого ДОУ должны правильно организовать предметно-развивающую среду для детей с ОВЗ и инвалидов. К сожалению, определенных требований к такой среде еще не представлено, поэтому педагоги вынуждены самостоятельно организовывать ПРС, опираясь на медицинские рекомендации и свое творчество. 

 

 

 

Доступная среда, что это?

Доступная среда – это среда жизнедеятельности людей, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих у инвалидов, и позволяющая им вести независимый образ жизни.
Заведующий МБДОУ "Детский сад № 19" Мирошниченко Елена Викторовна Написать письмо